Необычный, актуальный, молодёжный проект Семейного клуба «Апельсин» «Мастерская жизни», который реализовывался при поддержке Фонда президентских грантов и был направлен на вовлечение молодёжи в создание социальных видеороликов и их распространение в сети интернет, вышел на финишную прямую. И вот уже 15 мая состоялось мероприятие, на котором были подведены итоги проделанной работы.
МЫ ВЗЯЛИ ИНТЕРВЬЮ у директора АНО «Семейный клуб «Апельсин» Надежды Викторовны Самыловой – руководителя проекта. Она поделилась своими мыслями по поводу того, что было сделано за эти почти полгода, что он воплощался в жизнь.
- Надежда Викторовна, сколько человек приняло участие в реализации проекта? Какие учебные заведения и общественные объединения были представлены?
- На наше приглашение поучаствовать в проекте откликнулись как коллективы школ и техникума, так и творческие объединения. Всего было восемь команд, а это 238 человек. Ученики 8 «Б» класса школы № 121 (классный руководитель – Татьяна Алексеевна Кицко), команда студии «Буквоежка» Семейного клуба «Апельсин» (куратор – Елена Владимировна Еремеева), студенты Верещагинского многопрофильного техникума (куратор – Наталия Николаевна Косых), команда Зюкайской школы (куратор – Елена Олеговна Ломаева), юнкоры медиастудии «Привет, молодёжь» АНО «Верещагинское информационное агентство «Веринфо» (куратор – Ирина Павловна Дружинина), команда Ленинской школы (куратор – Марина Матвеевна Дудина), учащиеся 7 «А» класса школы № 1 (классный руководитель – Елена Валентиновна Мехоношина), учащиеся 6-9 классов из Верещагинской школы-интерната (кураторы – Ольга Фёдоровна Обухова, Людмила Михайловна Ларионова, Оксана Николаевна Колупаева), актёры Молодёжного театра «Лира» (куратор – Анжелика Безматерных).
- Какие темы затрагивались в создаваемых ребятами социальных видеороликах? Прослеживается тенденция к чему-либо? Какие проблемы молодёжи кажутся актуальными сейчас?
- На психологическом интерактиве «Выход есть!» всплывало очень много проблемных тем, мы попробовали выделить топ-10. Получился такой список: недосыпание, большая учебная нагрузка, нехватка времени, неинтересно учиться, буллинг, неуверенность в себе, одиночество, страх перед будущим, нехватка денег, недопонимание в семье. Но одно дело – говорить об актуальных проблемах и искать способы их разрешения, а другое – снять про это ролик.
У участников проекта не всегда получалось придумать способ, как свою идею наглядно отразить. Ведь важно было снять ролик, который примет участие в конкурсе и поборется за призовое место. Задачей команды проекта и было научить практике видеосъёмки: сопровождать их собственный творческий процесс, направлять участников, подсказывать, но не назидать и, тем более, не продвигать свои идеи.
- Есть ли разница в восприятии этих проблем между школьниками и студентами техникума?
- Я бы не говорила о том, что оно разнится в связи с возрастом. В целом круг проблем один и тот же. Важнее оказались другие факторы, которые повлияли на эффективность работы: это вовлечённость взрослого куратора, наличие достаточного количества времени для работы по проекту, опыт командной работы у участников, их познавательная мотивация, желание самовыразиться и, конечно, нацеленность на результат.
- Трудно ли давалось ребятам овладение технологией видеосъёмки, актёрского мастерства, а также взаимодействие в команде? С какими сложностями они сталкивались?
- В той или иной степени сложности возникали во всех командах. У кого-то в определённой сфере, у кого-то – в нескольких. Главная трудность обусловлена небольшим имеющимся опытом командной игры, навыками распределения функций в команде. Другие трудности – личностного характера: незнание своих способностей, низкая самооценка или излишняя уверенность в себе. Отсюда и нюансы овладения видеосъёмкой. Например, ребята уверены, что умеют пользоваться программой, а на практике оказывалось, что их навыки ограничены. И наоборот – исходный опыт операторов и монтажёров уже на хорошем уровне, и они открыты для получения нового опыта. Интересна тема работы в кадре, ведь для хорошего результата нужно не только желание сниматься, но и быть готовым к публичным просмотрам своей работы. То же самое произошло с идеями, где предполагалось участие родителей. Два клипа от этого пришлось менять только потому, что взрослые не поддержали идею детей.
- Как проектом осуществлялась профилактика семейного неблагополучия и популяризация психологической культуры отношений в семье? (То, что было заявлено в целях и задачах). Проводилось ли итоговое анкетирование?
- У нас – семейный клуб, и семью мы воспринимаем как ресурс для всех её членов. Этот проект – не исключение. Мы занимались пропагандой позитивной роли семьи в жизни человека, нацеливали участников на данный аспект в разработке идей своих роликов. В результате именно такие работы и стали победителями конкурса.
- Ваше общее впечатление о том, как реализовывался проект? Всё ли проходило как ожидалось, или, может, что-то удивило?
- Проект для меня – это путешествие. Ты прокладываешь маршрут, набираешь команду единомышленников. Кажется, что взвешиваешь всё… Но в пути понимаешь, что есть обстоятельства, которые не изменить, и ты их принимаешь. Так происходит личностный рост: познаются люди, приобретается новый опыт сотрудничества с ними, проверяется твоё представление о мире и его потребностях. Наше путешествие удалось, и в целом всё было ожидаемо – как результаты, так и риски. Все цели достигнуты, удовольствие от работы получено, а главное, есть задумки о продолжении работы в данном направлении.
- Что дал проект его организаторам? Что было получено благодаря участию от Фонда президентских грантов?
- Главный прирост – это опыт. Благодаря финансированию Фонда все мероприятия для участников были бесплатными, мы приобрели оборудование для организации съёмок и монтажа видео, а по итогам конкурса роликов все участники (более 150 человек!) получили призы от Фонда президентских грантов.
- Есть ли в планах продолжить то, что было начато в этом проекте?
- Любое продолжение – это партнёрство. Обратная связь наших партнёров по проекту подтверждает, что работа – своевременная, актуальная и востребованная. Нам было бы интересно продолжить работу с подростками как в контексте помощи в решении актуальных проблем, так и в плоскости создания полезного социального видеоконтента (содержательного наполнения социальных сетей).
- Надежда Викторовна, спасибо! Желаю Вам удачи в реализации проектов и в дальнейшем! Идей, творческого вдохновения и энтузиазма! Пусть во всём сопутствует успех!