С диагностики развития начинается любая психологическая программа в Семейном клубе «Апельсин». Вот и проект по подготовке и адаптации к школе «В первый класс – с радостью!», реализованный при финансовой поддержке Фонда грантов губернатора, был оформлен на основе результатов диагностики прошлых лет. А педагоги этого учебного года лишь подтвердили важность своевременного изучения особенностей детского развития.
ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОДИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ДИАГНОСТИКУ? При индивидуальных консультациях и тематических семинарах мы убедились, что дополнительная информация о ребёнке нужна и воспитателям, у которых имеются срезы детского развития лишь в рамках программного материала, и родителям, которые достаточно субъективно оценивают возможности своего чада («для меня мой ребёнок – самый лучший!»). Результаты диагностики бывают необходимы для отдельных детей, чтобы рекомендовать родителям работу с узкими специалистами. Или наоборот, рекомендации от логопеда, психолога, невропатолога – педагогам и родителям, сформированные на основе результатов мониторинга.
И сразу проявляется ряд самых часто встречающихся поводов: готовность к школе у будущего первоклассника, плохая речь, агрессивные проявления в поведении, отсутствие интереса к любой деятельности, гиперактивность.
В таком случае появляется следующий вопрос: «КОГДА же проводить диагностику?». Единодушный ответ – в начале подготовительной группы и ближе к её окончанию. Но в ходе разговора выяснилось, что этого недостаточно… чтобы видеть движение развития ребёнка, чтобы вовремя заметить ранние отклонения в его развитии. Есть смысл начинать проводить диагностику с появления ребёнка в детском саду, при этом обращая внимание на важные параметры возраста, для чего надо понимать возрастную динамику определённых психологических и психофизических функций.
Вот и подошли к ещё одному вопросу: «ЧТО и КАК диагностировать?».
Помня о структуре готовности к школе (выделяют три: физиологическая, психологическая, педагогическая), мы взяли параметры из базовых (нижних) уровней, без которых формирование привычных всем навыков – чтение, счёт, речь – невозможно.
В этом году получилась более расширенная схема диагностики. При этом важным оказалось включить в этот процесс разных специалистов, сопровождающих детское развитие. Поэтому в диагностические процедуры были включены: психолог, логопед, воспитатель. Использовались как групповые срезы, так и индивидуальные встречи.
Таким образом, можно представить диагностический комплект по готовности к школе в данном проекте следующим образом:
· групповая диагностика зрительно-моторной координации, которую проводили психологи проекта;
· индивидуальная диагностика познавательной сферы (память, мышление), проводимая психологами проекта в присутствии родителей;
· экспертная оценка психофизических качеств (ориентация на листе бумаги, умение пользоваться карандашом, усидчивость, выносливость, соблюдение правил, проприоцептивная и тактильная чувствительность), проводимая воспитателями на основе собственных наблюдений.
Результаты диагностики, по согласованию с родителями, получили воспитатели, что позволило на некоторых детей посмотреть по-новому. А для некоторых родителей знакомство с итогами диагностики стало поводом пересмотреть решение о заявлении в 1 класс в 2023 году.
Что же диагностика готовности к школе для нас, команды проекта? Это ориентир. Для оказания адресной помощи детям на этапе подготовки к школе нужно понимание их стартовых возможностей. Для оценки эффективности – наблюдение в динамике, для продолжения работы – представление о зонах риска и уровне развития тех или иных функций. А потому наша работа продолжается. Нам предстоит обсудить результаты на итоговом «круглом столе» и, конечно, выработать дальнейшие пути сотрудничества.