Меню

Заметить вовремя!

Или несколько вопросов про психологическую диагностику готовности к школе
С диагностики развития начинается любая психологическая программа в Семейном клубе «Апельсин». Вот и проект по подготовке и адаптации к школе «В первый класс – с радостью!», реализованный при финансовой поддержке Фонда грантов губернатора, был оформлен на основе результатов диагностики прошлых лет. А педагоги этого учебного года лишь подтвердили важность своевременного изучения особенностей детского развития.

ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОДИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ДИАГНОСТИКУ? При индивидуальных консультациях и тематических семинарах мы убедились, что дополнительная информация о ребёнке нужна и воспитателям, у которых имеются срезы детского развития лишь в рамках программного материала, и родителям, которые достаточно субъективно оценивают возможности своего чада («для меня мой ребёнок – самый лучший!»). Результаты диагностики бывают необходимы для отдельных детей, чтобы рекомендовать родителям работу с узкими специалистами. Или наоборот, рекомендации от логопеда, психолога, невропатолога – педагогам и родителям, сформированные на основе результатов мониторинга.
И сразу проявляется ряд самых часто встречающихся поводов: готовность к школе у будущего первоклассника, плохая речь, агрессивные проявления в поведении, отсутствие интереса к любой деятельности, гиперактивность.
В таком случае появляется следующий вопрос: «КОГДА же проводить диагностику?». Единодушный ответ – в начале подготовительной группы и ближе к её окончанию. Но в ходе разговора выяснилось, что этого недостаточно… чтобы видеть движение развития ребёнка, чтобы вовремя заметить ранние отклонения в его развитии. Есть смысл начинать проводить диагностику с появления ребёнка в детском саду, при этом обращая внимание на важные параметры возраста, для чего надо понимать возрастную динамику определённых психологических и психофизических функций.
Вот и подошли к ещё одному вопросу: «ЧТО и КАК диагностировать?».
Помня о структуре готовности к школе (выделяют три: физиологическая, психологическая, педагогическая), мы взяли параметры из базовых (нижних) уровней, без которых формирование привычных всем навыков – чтение, счёт, речь – невозможно.
В этом году получилась более расширенная схема диагностики. При этом важным оказалось включить в этот процесс разных специалистов, сопровождающих детское развитие. Поэтому в диагностические процедуры были включены: психолог, логопед, воспитатель. Использовались как групповые срезы, так и индивидуальные встречи.
Таким образом, можно представить диагностический комплект по готовности к школе в данном проекте следующим образом:
· групповая диагностика зрительно-моторной координации, которую проводили психологи проекта;
· индивидуальная диагностика познавательной сферы (память, мышление), проводимая психологами проекта в присутствии родителей;
· экспертная оценка психофизических качеств (ориентация на листе бумаги, умение пользоваться карандашом, усидчивость, выносливость, соблюдение правил, проприоцептивная и тактильная чувствительность), проводимая воспитателями на основе собственных наблюдений.
Результаты диагностики, по согласованию с родителями, получили воспитатели, что позволило на некоторых детей посмотреть по-новому. А для некоторых родителей знакомство с итогами диагностики стало поводом пересмотреть решение о заявлении в 1 класс в 2023 году.
Что же диагностика готовности к школе для нас, команды проекта? Это ориентир. Для оказания адресной помощи детям на этапе подготовки к школе нужно понимание их стартовых возможностей. Для оценки эффективности – наблюдение в динамике, для продолжения работы – представление о зонах риска и уровне развития тех или иных функций. А потому наша работа продолжается. Нам предстоит обсудить результаты на итоговом «круглом столе» и, конечно, выработать дальнейшие пути сотрудничества.
Ольга Валерьевна ШИЛОВА, психолог проекта,
Надежда Викторовна БАЛУЕВА, руководитель проекта.
24.02.2023
КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ