Меню

Адаптация – дело семейное

Или о том, Как будущие первоклассники готовятся к школе
«Adapto» с латинского – «приспособляю», значит, нахожу, формирую СПОСОБЫ жизни в новой среде. А значит, они не могут появиться вдруг, 1 сентября, например… Им нужны время и опыт. Вот почему ежегодно АНО «Семейный клуб «Апельсин» в разных форматах реализует программу адаптации к школе для будущих первоклассников. Восемь встреч для ответа на важные при первом знакомстве вопросы.

СКАЖЕТЕ, что у первоклашек есть для этого целый год – первый класс?! Возможно, действительно, эта программа нужна не для всех… Но есть такие дети, которые по несколько месяцев не едят в школе, а сил надо много в период приспособления… И дело тут не столько в качестве питания. Есть дети, которые не ходят в школе в туалет, а потом случаются неприятные казусы, сказывающиеся и на здоровье, и на самоощущении ребёнка. А можно было прийти в 1 класс уже со сформированными СПОСОБАМИ.
Это очень яркие примеры, чаще адаптация на физиологическом уровне проявляется спокойнее, но, в любом случае, организм реагирует на новизну. А совмещать успешную учёбу и поиск новых настроек организма может оказаться накладным.
Именно поэтому организаторы проекта «В первый класс – с радостью» ищут возможности для проведения занятий программы в стенах школы и с участием педагогов, планирующих работать в будущем первом классе. А в современных условиях это не так-то просто…
Тем более хочется выразить слова благодарности коллективам тех школ, которые нашли для этого ресурсы! В школах № 2 и № 1, Зюкайской, Путинской, Сепычёвской реализуются программы адаптации. В каждом структурном подразделении был найден свой механизм знакомства дошколят с учебным процессом и правилами, пространством и людьми, обеспечивающими его. Каждым педагогом учтены свои собственные особенности и потребности участников.
А кто участники? Семьи будущих первоклассников. Не дети! А связка «ребёнок-родитель». И это ещё одна отличительная особенность нашей работы – поиск новых способов существования СЕМЬИ в условиях школьного обучения ребёнка. И, как показывает практика, для родителей этот опыт важнее, чем для детей. Увидеть своего малыша в новых условиях, в других отношениях, принять его новую роль, озадачиться обеспечением его новых прав и обязанностей, вспомнить про необходимые школьные принадлежности, уточнить компоненты школьной готовности и узнать уровень её развития у ребёнка. В конце концов, напугаться тому, что его надо в очередной раз отпустить от себя… и дать себе время принять это.
А где взять возможность обсудить это при ЛИЧНОЙ БЕСЕДЕ с другими родителями, услышать чей-то опыт, о котором мог даже и не задуматься? Когда поделиться переживаниями и задать волнующий вопрос специалисту, не успев уйти в рутину будней? Всё здесь! После каждого занятия психолог организует в родительском кругу обсуждение заявленной темы и того, что происходило. Рефлексивная позиция родителя и его умение наблюдать – очень важно для успешной адаптации… – и ребёнка, и самого родителя.
Итак… Вводные экскурсии, восемь встреч с учителем в сопровождении психолога, на которых происходит сотрудничество в паре «ребёнок-ребёнок», игры на общение для всей группы, интеллектуальные игры в командах, экскурсии по зданию школы, совместное детско-родительское творчество, которое продолжается в семье благодаря домашним заданиям (наверное, так много о школьной жизни своих родителей дети ещё не узнавали). И для закрепления – итоговый квест 20 февраля, где убедимся, готовы ли к школе будущие первоклассники. Ребят ждут испытания, связанные со школьными предметами из программы первого класса, которые будут проводить для них учителя. Но и здесь без родителей не обойтись: адаптация – дело семейное, значит, и «К школе готова!» вся семья.

Что говорят о программе адаптации «В первый класс – в первый раз!» родители?

Наши будущие первоклассники заинтересовались заданиями, требующими работы в паре.

Мне, как маме, было важно увидеть, сможет ли мой ребёнок с кем-то сотрудничать? Да!!! Сын – молодец, пусть поначалу был не уверен, но справился! (Юлия Черемных).

Мне, как родителю, было интересно наблюдать со стороны за поведением и вовлечением сына в процесс (Валерия Сюткина).

Спасибо всём за этот проект! Для нас с сыном он оказался полезным. Бывали такие моменты, что трудно с ними справиться, но помощь Людмилы Валерьевна очень нам помогла, спасибо большое! (Ольга Гусельникова).

Вспомнили, показали, объяснили про школьные правила. Дома так не получится, а благодаря программе Адаптации есть возможность наглядно показать, как надо (Надежда Неволина).

Время перемен в жизни как ребёнка, так и родителей. Очень волнительный и непредсказуемый момент. Спасибо за программу, для нас она очень важна! Новые знакомства, новые друзья, новые эмоции (Светлана Мокрушина).
ВАЖНО:
В этом году проект по подготовке и адаптации к школе реализуется при финансовой поддержке Фонда грантов губернатора, при организационной поддержке администрации Верещагинского городского округа.
Ольга ШИЛОВА,
психолог проекта АНО «Семейный клуб «Апельсин»
«В первый класс – с радостью»./
03.02.2023
КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ