Социальный проект «Семейного клуба «Апельсин» под названием «ПроДвижение», получивший поддержку Фонда грантов губернатора Пермского края, начал реализовываться. Направлен он на создание передвижного ресурсного центра для семей с детьми от 0 до 7 лет.
НА ДНЯХ СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА с педиатрами и медсёстрами в детской поликлинике Верещагинской Центральной районной больницы. Команда рассказала о своём проекте, о специфике мероприятий. Вместе с медработниками сформулировали то, в каком ключе возможно будет сотрудничать. «Причём тут медики? – спросите вы, – ведь проект про психологическую и логопедическую помощь семьям с детьми?». Объяснение этому такое: в раннем возрасте интеллектуальное, речевое, психическое развитие напрямую связано с физическим. Чтобы ребёнок вовремя начал говорить, размышлять, он сначала должен вовремя начать держать голову, переворачиваться, ползать, делать первые шаги, есть твёрдую пищу. Каждое новое достижение должно прийти в своё время, которое от 0 до 7 лет пролетает очень быстро. А если в это время или ещё в перинатальный период по каким-то причинам у малыша появляются нарушение в физическом развитии, неврологические отклонения или психические расстройства, то весь план рушится. В этом случае родителям нужно ещё более внимательно относиться к ребёнку, заниматься с ним, развивать его во всех направлениях, следуя советам как психологов и логопедов, так и медиков.
К сожалению, педиатры районной больницы отмечают, что не со всеми родителями получается выстроить контакт. Одни, например, считают, что они лучше доктора знают, что с их детьми и как их лечить, другие наотрез отказываются принимать диагноз, связанный с отставанием в развитии.
ТАКЖЕ ПРОШЛА ВСТРЕЧА С ФЕЛЬДШЕРАМИ сельских ФАПов, которым также рассказали о проекте. Это было очень важно: именно с ними команда проекта намерена тесно сотрудничать, поскольку он нацелен на то, чтобы охватить именно сельские семьи.
- Благодаря встречам с медиками обнажилось множество проблем, – говорит руководитель проекта, директор АНО «Семейный клуб «Апельсин» Надежда Викторовна Самылова, – касающихся не только детского развития, но и отношения родителей к этому развитию, к сотрудничеству, взаимодействию с разными помогающими специалистами (включая докторов, фельдшеров, воспитателей, психологов и логопедов). Эта ситуация заставляет нас подавать сигнал «SOS». Часто это потребительское отношение родителей, нежелание принимать меры, и самое страшное – нежелание брать на себя ответственность за качество развития своего ребёнка. В чём это выражается? Психологи ещё в XX веке говорили о том, что обучение должно идти впереди естественного развития ребёнка. К сожалению, современная мама в большинстве случаев этот процесс пускает на самотёк. И даже такие элементарные вещи, которые раньше даже не вызывали сомнений (будь то приучение к горшку или освоение других навыков самообслуживания, или соблюдение субординации ребёнка по отношению к взрослым) – сейчас ими игнорируются. Мы видим, что родитель часто замещает себя чем-то или кем-то другим. Сам сидит с гаджетом в руках и годовалому ребёнку даёт в руки телефон.
После обсуждения с медицинскими работниками эта проблема стала видеться более остро. Если мы, психологи, имели дело с теми, кто к нам обращался, то медики охватывают сто процентов детей. И сейчас мы бьём тревогу о создании среды для развития детей. Важно задуматься о том, каким будет будущее поколение. От врачей мы получили подтверждение, они согласны с этими доводами, добавили те факты, с которыми сами сталкиваются регулярно в своей работе.
Главная проблема в том, что среда для развития ребёнка обедняется. С детьми не говорят, с ними не общаются, заменяя себя гаджетами, дети мало двигаются (а между тем, природа ребёнка неизменна – физическое развитие стимулирует развитие мозга).
Видеть проблемы развития ребёнка и искать пути их решения, создавать условия для его успешности – это навык ответственного родителя. Именно на это и направлен проект «ПроДвижение – передвижной ресурсный центр для семей с детьми 0-7 лет». Команда «Апельсина» готова поделиться наработками, инструментами, подсказками для полноценного развития детей.
ПОМИМО ВСТРЕЧ С МЕДИКАМИ, на неделе состоялся первый выезд – непосредственно к первым благополучателям, в посёлок Ленино. Проходило всё на базе Ленинского детского сада (СП «Ленинская школа»).
На месте работали три специалиста проекта. Отправились туда с пятью баулами, в которых содержалось необходимое развивающее оборудование (для упражнений на развитие крупной моторики, на артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику и т.д.) – то необходимое в работе, что было приобретено ранее за время участия «Апельсина» в конкурсах социальных проектов Фонда президентских грантов и Фонда грантов губернатора Пермского края. Всё это используется для знакомства родителей с современными приёмами развития детей.
С будущими первоклассниками провели психологическую диагностику их готовности к школе. С детьми среднего возраста посмотрели особенности их речевого развития. А для детей от ноля до четырёх лет провели детско-родительские мастер-классы, где родители прямо на занятии могли посмотреть, насколько ребёнок успешен, как он увлечён, какие методы можно применять по его развитию уже потом, дома.
Надежда Самылова: «Часто родители начинают бить тревогу во время прохождения значимых рубежей – например, когда начинают ставить отметки в школе, выявляется неуспеваемость. Но ведь восемь лет жизни прошли! Мозг уже не так пластичен, и результатов от занятий, как можно было бы в 2-3 года, уже не достичь. Такой таблетки, которую дашь, и всё встанет на свои места – не существует. И, соответственно, задача нашего проекта – популяризация своевременно принятых в отношении ребёнка мер. А значит: чем раньше, тем лучше. Поэтому наш проект призван охватить семьи с детьми, начиная с ноля лет. Процесс в Ленинской школе уже запущен. В следующий наш приезд мы проведём анализ с теми родителями, кто уже побывал на мастер-классах. Рассмотрим особенности психоречевого развития в динамике от рождения: что должно быть в каждом возрасте, какой прирост следует ожидать, на что ориентироваться и к чему стремиться. Чтобы родители могли, так сказать, «сверить часы», получили бы возможность что-то откорректировать вместе со своими педагогами.
Следующий момент: у нас будет информация об уровне развития детей, которую мы получим в результате диагностики речевого развития или готовности к школе. Эти результаты родители в удобной форме получат на руки. Мы с ними проанализируем и расшифруем все эти показатели. Родитель узнает, что речь – это не только говорение. Речь – это ещё и связно сформулированные предложения. Это ещё и богатый словарный запас. Это ещё и правильно используемые интонации, всё их богатство. Мы опубликуем данные полезные памятки в интернете для более широкого охвата аудитории.
Для того чтобы ту же информацию (ту, что обобщим в результате диагностики и мастер-классов) могли учесть при планировании работы с этими детьми педагоги, у нас пройдут семинары с их участием. Чтобы мы с ними обновили представления о современных подходах к развитию современных детей. Детские проблемы усложняются, и педагогам тоже важно держать руку на пульсе….
Если вы – родители детей до 7 лет, живёте в сельской местности и хотите поучаствовать в проекте #Продвижение2024, свяжитесь с нами: АНО «Семейный клуб «Апельсин», г. Верещагино, ул. Октябрьская, 65, 2-й этаж, тел.: 8-908-251-16-62 или напишите сообщение в группе «Апельсина» (https://vk.com/apelsin2007)». 0+