С 1 февраля 2025 года в Верещагинском округе начал реализовываться проект Семейного клуба «Апельсин» под названием «Точки роста на селе», получивший поддержку Фонда президентских грантов.
ГОВОРЯ ОБ ОБОСНОВАНИИ НАПИСАНИЯ ПРОЕКТА, его руководитель, директор АНО «Семейный клуб «Апельсин» Надежда Викторовна Самылова, рассказывает следующее:
- Большинство из тех проектов, которые мы реализовывали, были направлены на решение проблем городских семей. В прошлом году при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края успешно начали воплощать в жизнь наш проект «ПроДвижение – передвижной ресурсный центр для семей с детьми 0-7 лет». Семьи-участницы проекта дождались: они получают адресную помощь психологов и логопедов, повышают свою компетентность в вопросах психофизического и речевого развития детей. И наиболее заинтересованная категория участников – это родители ребят старшего дошкольного возраста. Они обеспокоены качественной подготовкой к школе и готовы принимать в этом участие. Мы уверены, что семья – главный фактор развития ребёнка-дошкольника. Активность родителей важно не только поддерживать, но и помогать ей зародиться.
Проект «Точки роста на селе» станет продолжением начатой работы. В ходе его реализации на селе уже созданы «точки роста семейной активности» на базе шести детских садов. Всё благодаря неравнодушным педагогам и мотивированным родителям.
НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА ДЕЛИТСЯ ДЕТАЛЯМИ ВОПЛОЩЕНИЯ ПРОЕКТА В ЖИЗНЬ. В сельских территориях нашего округа под руководством куратора будут созданы клубные объединения из не менее чем двадцати семей с детьми 5-7 лет. В течение трёх месяцев они еженедельно реализуют план работы по комплексной подготовке детей к школе с вовлечением родителей в жизнь клуба. Основной «канвой» станет проведение два раза в месяц выездных мастер-классов психологической программы «В школу – всей семьёй!», включающих в себя все основные моменты готовности к школе: мотивационную, интеллектуальную, речевую, психофизическую, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы. Это такие занятия, как «Я учусь общаться», «Я и мой детский сад», «Я и моя учительница».
Между мастер-классами куратор организует «закрепляющее» мероприятие в соответствующей тематике. Отследить эффективность проведённой работы позволит экспертная оценка педагогов и диагностика основных параметров готовности к школе на старте и по итогам реализации проекта.
В проекте много времени уделено методическому сопровождению педагогов. С ними будут последовательно проработаны вопросы – как развития детей дошкольного возраста с опорой на результаты диагностики, функционирования семейной системы, так и организации работы с родителями в условиях объединения семей в детском саду.
«Таким образом, в рамках проекта мы углубим имеющийся у коллег опыт и направим его на всестороннюю подготовку детей к школе», – говорят организаторы проекта.
«Главные наши партнёры – методисты детских садов и воспитатели подготовительных групп, – делится Надежда Самылова, – основной целью будет комплексная подготовка к школе через объединение усилий специалистов, вовлечение родителей в создание и функционирование семейных объединений на базе сельских детских садов Верещагинского округа».
Надежда Викторовна рассказывает:
- В округе около 500 будущих первоклассников, почти половина из которых – из сельской местности. Проводимые нами исследования готовности к школе выявляют имеющиеся проблемы психоречевой сферы: у 49% будущих первоклассников слабо развита зрительно-моторная координация, у более 40% – недостаточный уровень интеллектуального развития, у 90% – нарушения речи. Личностная неготовность к школе проявляется у 35% детей, имеющих неучебные мотивы, неуверенность, неадекватную самооценку и проблемы в общении.
Причины: недостаток вовремя принятых превентивных мер, низкая осведомлённость родителей и педагогов о подготовке к школе. В сельской местности ситуация осложняется отсутствием специалистов, разновозрастными группами в детских садах, пренебрежением родителей посещением ДОУ.
В рамках проекта огромная статья бюджета – это проезд к месту проведения мероприятий: в каждый семейный клуб планируется выехать не менее восьми раз. Заложено приобретение канцелярских товаров и расходных материалов, дидактических пособий и развивающего оборудования.
На сегодняшний день соглашения о сотрудничестве в рамках проекта подписаны с СП «Сепычёвская школа», «Путинская школа», «Ленинская школа», «Комаровская школа», «Зюкайская школа», «Бородулинская школа» МБОУ «ВОК».
Первые встречи в рамках проекта
12 ФЕВРАЛЯ СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМ КЛУБОМ в Сепычёвском детском саду «Росток». Проходила она в формате мастер-класса. На встречу пришли 20 семей. 2 семьи – из деревни Ивашково, 5 семей – из деревень Кривчана и Носята, 13 семей – из села Сепыч. Мастер-класс для родителей и детей провела Ольга Валерьевна Шилова, психолог семейного клуба «Апельсин». Родители с детьми активно выполняли задания, которые помогали познакомиться друг с другом. Все получили возможность выступить перед большой аудиторией.
А 13 февраля уже в Ленинском детском саду прошло первое мероприятие в формате мастер-класса «Привет, это я!». Цель встречи – знакомство участников семейного клуба «Навстречу школе». Мастер-класс проводила Надежда Викторовна Самылова. Дети вместе с родителями играли в «Домики и птички»: мамы – домики, дети – птички. Рисовали ромашку, на которой в середине написали своё имя, а на лепестках свои качества и то, что они любят.
Команда проекта делится впечатлениями от поездок: «Приехали как к старым, надёжным друзьям, где нас ждут и нам искренне рады! Многие процессы, обычно возникающие на старте новой работы, протекают сами собой. Например, не нужно много времени тратить на знакомство, налаживание контакта и мотивацию. По улыбкам родителей и объятиям детей всё понятно: они на всё согласны!».