Меню

«Эрудит» в «Апельсине»

Мероприятия, которые придают силу и веру в себя, развивают кругозор, память, мышление, останавливают деменцию…
В семейном клубе «Апельсин» снова и стар и млад играет в игры. На этот раз – в партнёрстве с Верещагинским Советом ветеранов. Благодаря гранту Фонда президентских грантов в рамках проекта «Активный ветеран» создан интеллектуальный клуб для пенсионеров «Эрудит».

ВСЁ НАЧАЛОСЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД, когда мы заметили, что бабушки и дедушки приходят на помощь своим взрослым детям и сопровождают своих внуков на дополнительные занятия, в том числе – и в «Апельсин». Мы решили воспользоваться моментом и использовать их совместное участие на благо обоих. Детям – для интенсивной подготовки к школе, а бабушкам – не только для поиска общих интересов со своими внуками, но и для поддержания активного долголетия. Тогда, в 2020 году, родился проект по интеллектуальной подготовке детей к школе «В первый класс – всей семьёй!», и мы начали играть в интеллектуальные игры при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
На самом деле, в интеллектуальные игры Верещагино играет очень давно. У истоков их проведения стоял учитель истории (СП «Гимназия» МБОУ «ВОК») Андрей Михайлович Сальников. Вот что он рассказывает: «22 года назад в Верещагинском районе на постоянной основе начались интеллектуальные игры для школьников 5-11 классов. В 2012 году появилась возможность играть для 2-4 классов. А с 2013 года в городе играет постоянная взрослая команда. И это могла бы быть отличная история о людях, которые привели интеллектуальные игры в наш город, и о тех, кто сделал игру частью своей жизни. И такая история, безусловно, появится, но эта статья не для тех, кто ценит игру, а для тех, кто её недооценивает».

Что такое игра?

ИГРА – СЛОЖНЫЙ И ВАЖНЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, который, эволюционируя у многих видов животных, содействует их выживанию. Игра формирует мозг, делает животных умнее, повышая их способность адаптироваться. У высших животных она помогает развитию эмпатии и созданию сложных социальных групп. У людей – лежит в основе творчества, креативности и инноваций.
Игра развивает лобный отдел головного мозга, где мы отличаем важное от несущественного, организуем собственные мысли и планируем будущее. Игра стимулирует развитие мозжечка, который отвечает за внимание, обработку речи, музыкальный ритм. У большинства животных развитие и рост мозга прекращается одновременно с прекращением игры в их жизни.
У человека всё иначе. Мы играем на протяжении всей жизни. Это не означает обязательного роста мозга, но, как минимум, поддержание его функциональности гарантирует.
Разумеется, школьный возраст оказывается идеальным временем для занятий интеллектуальными играми. Интеллектуальная игра, в отличие от спортивных игр, ролевых и т.д., делает акцент на развитии сочетания логических и аналитических навыков с памятью и вниманием. Множество педагогических технологий строится на идее игры, позволяя усваивать колоссальное количество новой информации без чрезмерной перегрузки, через эмоциональное приобщение.
В более старшем возрасте интеллектуальная игра стимулирует активность зон мозга, отвечающих за память, построение причинно-следственных связей, формирование умозаключений. Это не только заставляет разум быть в форме, но и замедляет и даже предотвращает некоторые серьёзнейшие заболевания.
Однако интеллектуальные игры редко рассматриваются как вид детской деятельности. И совершенно напрасно!
Детский ум свободен от стереотипов и, зачастую, лучше взрослого готов справляться с задачами и вызовами, которые встают перед ним. Игра для дошкольника – последовательность интересных выборов, на основе которых он учится быть успешным в жизни. Чем больше игровых ситуаций пройдёт ребёнок, тем более подготовленным он будет для решения подкинутых жизнью задач.

Какие бывают игры?

ИГРЫ БЫВАЮТ РАЗЛИЧНЫМИ – и по содержанию, и по организации деятельности.
Так, словесные игры («Есть контакт!», «Кто я?», «Данетка» и т.д.) не требуют никакой подготовки и атрибутики. В них можно играть в любой момент и в любом месте. Настольные игры уже требуют какой-либо поверхности для размещения материалов. При этом «настолки» обладают колоссальным многообразием: от самых элементарных – для малышей, до сложнейших – для взрослых фанатов. Различаются они по содержанию деятельности: на развитие памяти, логики, внимания, скорости, комбинации всех этих качеств в разных пропорциях. Классические интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Пентагон» и т.д. – это уже специально подготовленные профессионалами задания для проверки и развития всех знаний человека и его умения вычислять ответы, опираясь на логический и аналитический инструментарий своего мышления.

Что же говорят участники наших игр?

ПО ВСЕМУ ВИДНО, ОНИ ВООДУШЕВЛЕНЫ, а это значит, что цель достигнута и наши ветераны ещё «О-го-го!».
Любовь Кузнецова, председатель Совета ветеранов: «Мероприятия, проводимые в клубе «Эрудит», придают силу и веру в себя, развивают кругозор, память, мышление, останавливают деменцию. Активно объединяют связь поколений, увеличивая способность к совместному творчеству. В ходе встреч открылись новые аспекты, вызывающие азарт и воодушевление у наших ветеранов».
Галина Мокрушина: «Приятно осознавать, что мы, умудрённые опытом, ещё что-то можем! Интеллектуальные игры в «Апельсине» помогли пересмотреть свои возможности, умение работать в команде, обновить свои знания и получить новые. Очень доброжелательные отношения в клубе! Приятная атмосфера! Молодой задор и азарт игроков, то есть – нас! Спасибо большое за вовлечение ветеранов в состояние детства!».
Галина Бабич: «Мне повезло принять участие в играх и со взрослыми, и с внуками. Дети быстрее понимают правила игр. Интересно играть и наблюдать за тем, как дети и взрослые становятся равными в игре. Такой интеллектуальный клуб должен обязательно продолжить свою деятельность!».
Светлана Пинаева: «Благодарю за интересные встречи в интеллектуальном клубе «Эрудит». Получила удовольствие, азарт и интерес к новым знаниям. В восторге от команды, нужно быстро дать ответ, хотя не всегда удавалось сразу найти правильный. Мы научились слышать друг друга. Мы – одна команда! Расширили свой кругозор».
А мы пожелаем всем верещагинцам играть! Ведь игра позволяет быть собой, позволяет быть внутри жизни, а ещё… в игру всегда можно сыграть снова и исправить свои ошибки и недочёты.
Надежда Викторовна БАЛУЕВА, директор АНО «Семейный клуб «Апельсин»; Андрей Михайлович САЛЬНИКОВ, ведущий интеллектуальных игр.
23.09.2022
КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ