Социальный проект АНО «Семейный клуб «Росток» под названием «Мастерская тепла» продолжает реализовываться в нашем городе при поддержке Фонда президентских грантов. В мастерских по кожевенному делу, ротангу, валянию и ткачеству проводят занятия для подростков и молодёжи с особенностями наставники – носители ремесленных знаний.
О ТОМ, ЧТО ЭТО ЗА ЛЮДИ, как они сами когда-то приобщились к своему ремеслу, как воспринимают занятия в «Семейном клубе «Росток» и что, по их мнению, освоение азов их дела – мы вам сейчас расскажем.
«Развитие мелкой моторики и другая польза…»
С КОЖЕВЕННЫМ ДЕЛОМ Юрий Иванович Трефилов знаком с малолетства. Умельцами-кожевенниками были его папа и дядя. Занимаясь в юности хореографией, однажды он сам решил проблему износившихся кожаных сапог, починив их. А потом где-то увидел модную сумку и подумал: «А почему бы не сделать её самому?». И вот уже в 17 лет у него появилась собственноручно сделанная сумка. С того времени занялся этим делом серьёзно: сумки, чехлы, кепки, ремни, кошельки – изготавливал всё, попутно учась и повышая своё мастерство.
Что даёт это ремесло занимающимся в «Мастерской тепла»? «Думаю, что занятия приносят ребятам пользу, – говорит Юрий Иванович. – У них развивается усидчивость, совершенствуется мелкая моторика. Работают с разными инструментами. И в этом деле есть поле для творчества: каждое сделанное ими изделие уникально. И для меня, как для наставника, – это тоже значимый опыт. Приятно видеть, что ребята занимаются с интересом. Испытывают, как мне кажется, удовольствие от того, что делают сами, видят результат своего труда. И это, в свою очередь, приносит радость мне – от того, что у меня есть возможность внести в это какой-то вклад…».
«Ребята стараются. Большие молодцы!»
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА РЕНЬГО уже три года является участницей клуба «Творческая мастерская» при Верещагинском музейно-культурном Центре. По её словам, там увидела, какие чудесные изделия создают умелицы, и захотела овладеть каким-нибудь ремеслом: «Прошла онлайн-обучение в сообществе «Прикамские мастерицы», но, в основном, консультируюсь с Ольгой Владимировной Паньковой и Еленой Александровной Гилёвой (наглядно – более понятно, и можно сразу задать уточняющие вопросы).
Ткачество и валяние, как многие другие виды рукоделий, развивают координацию движений, умение чувствовать свои руки (силу натяжения нити при ткачестве, глубину укола при валянии), логическое мышление и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук.
Что касается участия в проекте, то мне вначале было волнительно, когда меня пригласила Елена Григорьевна. Но оказалось всё неплохо: ребята очень стараются и у них получается осваивать технику работы на ткацком станке, бёрдо и рамке. Они – большие молодцы!».
«Участники проекта учатся работать с инструментами и формой»
С МАТЕРИАЛОМ РОТАНГ Елена Аликовна Путина познакомилась четыре года назад. Увидела в интернете красивые кашпо для цветов и ей захотелось сделать самой такие же. Обучилась в Перми у мастеров, стала сама плести и обучать других.
«Ротанг в нашем случае – это искусственный материал, он качественный и износостойкий. В процессе работы я узнала, что видов ротанга много (полутрубка, полумесяц, пруток, двойной пруток, лента, трубка). И из каждого из них плетут свои изделия. Например, из полутрубки – кашпо, из ленты – лукошки, из прутка – корзины, из полумесяца и прутка – мебель.
На моих занятиях в рамках «Мастерской тепла» ребята научились базовым знаниям плетения корзины-лежанки из ротанга (широкой ленты) – это «Шахматное плетение». Освоили с ними плетение небольшой корзинки из прутка, методом плетения «Верёвочка». Ребята на занятиях приобретают понимание схемы плетения, работы с инструментами, создания форм. Также ручное умение помогает развивать мышление, координацию, воображение и память.
Мне интересно работать с участниками этого проекта. Конечно, изначально много думала и размышляла, что и как лучше сделать, определиться с тем, какой материал выбрать, какое изделие делать. Но всё сложилось удачно: ребята справляются на «отлично». Думаю, что такие проекты нужны, они помогают «особенным» детям и молодым инвалидам в развитии своих способностей…».
8 июня отмечался День социального работника. Причастными в полной мере к этому профессиональному празднику можно (да и стоит) отнести команду организаторов проекта «Мастерская тепла»: руководителя Елену Григорьевну Глухих, Екатерину Александровну Шафранову, Марину Ивановну Корягину, психолога Наталью Ивановну Зорину. Во время занятий в мастерских они всегда рядом с ребятами, помогают им, решают какие-то проблемные вопросы, проявляя душевную теплоту и терпение.