Меню

«Слово о педагоге»

Одноимённую фотовыставку о работниках образования открыли в Пермском крае
В Театральном сквере пермского Театра оперы и балета открылась стендовая фотовыставка «Слово о педагоге». Её участниками стал 21 педагог из разных муниципалитетов Пермского края. Экспозиция организована краевым Минобром совместно с газетой «Перемена-Пермь». Организация подобной аллеи славы стала одним из запланированных мероприятий в рамках Года педагога и наставника, объявленным Президентом страны Владимиром Путиным в 2023 году.

ВЫСТАВКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СТЕНДОВЫЙ ПРОЕКТ с историями учителей Пермского края и обращением губернатора Пермского края Дмитрия Махонина. Её героев выбирали непосредственно дети-юнкоры. Фотопортреты сопровождаются яркой цитатой педагога о своей деятельности и QR-кодом, который ведёт на сайт, где можно ознакомиться с полной версией истории жизни и трудовой деятельности героя. Материалы подготовлены редакцией газеты «Перемена-Пермь» и краевыми СМИ.
Идея выставки, как рассказали в Минобре, заключается в подчёркивании особой роли педагога в формировании будущего Пермского края и страны в целом.
«Самую высшую награду учителя получают от своих учеников. Мы гордимся этим проектом, по скверу будут гулять жители и гости региона, читать мысли наших учителей и вспоминать своих педагогов. Общественное признание профессиональных достижений работников образования очень важно и ценно», – акцентировала на открытии министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.
Выставка будет открыта до конца осени.
Напомним, сегодня в системе образования Пермского края трудятся почти 10,5 тыс. педагогов – в детских садах, свыше 18 тыс. – в школах, 2,5 тыс. – в техникумах и колледжах, более 3 тыс. преподавателей – в вузах. В образовательных учреждениях работают порядка 2,6 тыс. «узких» специалистов – психологов, логопедов, дефектологов и т.д. За несколько лет число молодых педагогов в возрасте до 35 лет в Прикамье выросло с 20 до 24%.
В галерею фотовыставки «Слово о педагоге» включена учитель русского языка и литературы Верещагинской средней школы № 121 Нина Михайловна Чечукова. Представляем вашему вниманию, уважаемые читатели, интервью с Ниной Михайловной, опубликованное на сайте газеты «Перемена-Пермь»: https://peremena-perm.ru/proekty/proekty/specproek....

«Школа – это судьба!»

Педагогический стаж Нины Михайловны Чечуковой, учителя русского языка и литературы Верещагинской школы № 121, составляет 43 года! Из них 17 лет была заместителем директора по воспитательной работе


Вадим АКСАРИН.
Фото – Андрей СЕЛЕЗНЁВ.

После окончания филологического факультета Пермского педагогического института Нина Михайловна Чечукова оказалась на перепутье: около двух лет отработала ответственным секретарём в верещагинской газете «Заря коммунизма». Тем более что опыт журналистской деятельности уже был – пока училась в пединституте, все пять лет тесно сотрудничала с многотиражкой «Учитель». Но тяга к образовательной сфере всё же взяла верх, и Нина Михайловна перешла в школу – учителем русского языка и литературы.

- Нина Михайловна, мечта стать учителем – она «родом из детства» или же сформировалась ближе к окончанию школы?
- Скорее – «родом из детства», потому что, сколько себя помню, всегда хотела стать учителем. И моими первыми внимательными и послушными «учениками» были… куклы. Правда, мечтала стать учителем истории, а стала учителем русского языка и литературы. Почему так вышло? Всё дело в том, что после окончания школы я хотела учиться именно в педагогическом институте. Но в ту пору в пединституте не было исторического факультета, и я пошла на филфак. Впрочем, о своём выборе нисколько не пожалела. Тем более, что дисциплины эти – родственные, и знание истории всегда помогало мне в дальнейшем.

- Был ли у Вас перед глазами пример учителя, на которого хотелось равняться и перенимать бесценный педагогический опыт?
- Мне в своё время, когда я училась в родной 121-й школе, очень повезло с замечательными учителями. Прежде всего, это преподаватель литературы Лидия Фёдоровна Ярославцева – мы были дружны с ней в течение всей жизни, до конца её дней. Самые тёплые воспоминания – о директоре школы Зое Петровне Прозоровой, с которой мы также близко общались. Бесценным был для меня и опыт завуча по методической работе Софьи Михайловны Богдановой.
Вообще, всех учителей, с которыми меня сводила жизнь, можно с полным на основанием отнести к когорте самых лучших и, как бы это высокопарно не прозвучало, избранных. Это и мой классный руководитель Юрий Иванович Стариков – историк, кстати… И коллега Альбина Григорьевна Порохова… С ними меня также связывали узы нерушимой дружбы.

- Как Вы думаете, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать учитель в современных реалиях? Или же эти понятия – вне времени?
- Прежде всего, и это в любых реалиях – и в современных, и в будущих, учитель должен любить ребёнка, понимать его. Если педагог не будет любить своих учеников, то жизнь в школьных стенах превратится для него в настоящую муку, а достаточно сбалансированный организм под названием «школа» рано или поздно отторгнет такого учителя. Так что самая главная заповедь для любого педагога: «Не любить нельзя!».
Из личностных качеств я бы, пожалуй, отметила работоспособность, терпение и желание учиться всегда. И они, безусловно, – вне времени.

- Предмет «русский язык и литература»… Можно ли говорить о том, что он любим и востребован сегодня учениками?
- Наверное, если говорить конкретно о литературе, то не всеми, потому что современное поколение детей читает довольно мало. Тем не менее, в любом выпуске есть ученики, которые любят литературу, охотно и много читают. Если же как отдельный предмет рассматривать «русский язык», то сегодня он обязателен для сдачи экзамена, и поэтому школьники изучают его с чуть большим рвением. А вот любим ли он или востребован – это, конечно, уже совсем другой вопрос.

- Как и чем, на Ваш взгляд, учитель может привлечь, подогреть интерес к своему предмету?
- В первую очередь, необходимо быть с детьми на одной волне. Мне кажется, если интересно самому учителю, то обязательно будет интересно, увлекательно, познавательно и ученикам, которые находятся рядом с ним.
Само собой разумеется, педагог не должен ограничиваться рамками одной лишь учебной программы, а стараться на каждом уроке расширять кругозор своих учеников не всегда известными широкой аудитории знаниями и фактами. И тогда отклик от учащихся обязательно будет.

- Что для Вас, как для педагога, значит выражение «сеять разумное, доброе, вечное…»?
- Литература – это как раз один из тех предметов, который формирует общечеловеческие ценности. И в этом случае задача педагога – заронить в благодатную почву детских душ то самое «разумное, доброе, вечное…». И тогда, перефразируя строки из известного стихотворения Николая Заболоцкого, душа будет трудиться «и день, и ночь, и день, и ночь»…

- Давайте попробуем составить портрет современного ученика: какой он? И в чём его основное отличие от школьника, скажем 30-40-летней давности?
- Современные дети – очень интересные, более продвинутые, чем поколение учителей моего возраста: я порой не поспеваю за ними в том плане, что они технически подкованнее. Но ребята всегда с готовностью откликаются и помогают мне, так что, можно сказать, мы учимся друг у друга. И им, между прочим, очень нравится, когда просишь: «Научите меня, пожалуйста, как сделать то или иное…».
А что касается отличий между учениками разных лет… Не знаю… Мне кажется, и тогда были интересные дети, и сейчас. Каждое поколение школьников интересно по-своему.

- Нина Михайловна, знаю, что в Вашем творческом багаже – два стихотворных сборника: «Я всё о том же» и «Время года – состояние души…». Продолжите, пожалуйста, фразу: «Поэзия для меня – это…».
- …Способ самовыражения, отдушина в череде напряжённых будней. При этом не считаю своё стихотворное творчество чем-то главным в жизни, всё получается подспудно: завертится в голове какая-нибудь строчка, одна за другой, так и рождается стих.
В планах – книга по истории 121-й школы. Собирается богатейший материал, формируется фотоархив. Изначально планировали издать книгу к 121-й годовщине 121-й школы, но, в силу объективных причин, были вынуждены пропустить эту дату. Так что пока взяла отсрочку…

- Успехов Вам, Нина Михайловна, в повседневной профессиональной деятельности и скорейшего выхода в свет книги по истории 121-й школы!
Источники: сайт губернатора и Правительства Пермского края,
сайт газеты «Перемена-Пермь».
02.10.2023
КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ