Может ли из мальчика, читающего книжки, пишущего стихи, вырасти успешный человек, серьёзный предприниматель, известный политик? Может! Своими историями на пути в профессию поделились со старшеклассниками министр образования и науки Пермского края Раиса Алексеевна Кассина, депутаты Законодательного Собрания Сергей Александрович Ветошкин и Анатолий Юрьевич Маховиков.
УЧЕНИКИ ДЕВЯТЫХ, ДЕСЯТЫХ, ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ пяти округов Прикамья – Верещагинского, Карагайского, Сивинского, Нытвенского и Очёрского – на пороге жизненного выбора получили исключительную возможность знакомства с представителями ведущих пермских вузов. Местом сбора ребят стал Верещагинский многопрофильный техникум.
11 декабря по приглашению Сергея Александровича Ветошкина и Анатолия Юрьевича Маховикова на встречу приехали сотрудники государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ), государственного аграрно-технологического университета (ПГАТУ), государственного медицинского университета (ПГМУ), государственного института культуры (ПГИК) и Политехнической школы ПНИПУ.
Каждый увлекательно, с примерами, рассказал о своём учебном заведении, о стипендиях, датах поступления, целевом наборе и стажировках. Школьники с интересом вслушивались в информацию. У многих загорелись глаза. Ещё недавно кто-то сомневался в выборе, но поверил в себя после прозвучавших аргументов в пользу того или иного направления, после просмотра ярких презентаций.
Сотрудники представленных на верещагинской земле вузов после общей встречи предложили желающим собраться в отдельных аудиториях. Юноши и девушки продолжили знакомство с учебными заведениями в узком кругу. Беседы получились более глубокими, целенаправленными. А вопросы-ответы – достаточно доверительными.
«Мне встреча очень понравилась, – делится впечатлениями десятиклассница Екатерина Соловьёва. – Лично мне она принесла реальную пользу. Я больше узнала об институте культуры. Было здорово, что с нами разговаривали очень хорошо, душевно. Рассказали абсолютно обо всём: как проходят занятия, чему можно научиться…
Это очень полезно для таких детей, как мы, которые ещё не знают, что хотят выбрать в этой жизни. И преподаватели, которые приезжали, помогли нам получить представление о том, что нас может ждать, дали ценные наставления.
Спасибо за организацию такого мероприятия!».
«Мероприятие по профориентации для старшеклассников было задумано именно так, чтобы ребята смогли погрузиться в будущее. Важно дать им понимание, какие образовательные учреждения и специальности существуют, помочь сделать этот важный жизненный выбор осознанным. Прямое общение с представителями вузов – это уникальная возможность уже сейчас получить ответы на все интересующие вопросы, прицелиться к конкретному направлению и уверенно двигаться к своей мечте», – отметил депутат Законодательного Собрания А.Ю. Маховиков.
БОЛЬШИНСТВО УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧИ ОТМЕЧАЛИ, что она проходила очень вовремя. Ведь уже через месяц – 20 января 2026 года – вузы опубликуют правила приёма с основными положениями и перечнем направлений. А до 1 февраля выпускники должны будут окончательно определиться с предметами по выбору для сдачи ЕГЭ.
Об этом говорила и министр образования и науки Пермского края Р.А. Кассина. Своё выступление она начала с совета: выбирать не место будущей учёбы, а место будущей работы и, соответственно, – профессии. К этому подготовиться можно ещё в школе. Во многих школах Прикамья организована работа профильных классов: агротехнологических, психолого-педагогических, медицинских…
В Пермском крае к ним – особый подход. Они открываются с восьмого класса и дают возможность познания профессии, узнавания направлений деятельности. Есть время понять, то ли это дело, которому можно посвятить всю жизнь.
А далее – получение профессионального образования. Первое важное решение принимается уже в девятом классе: пойти в колледж или остаться в школе, чтобы потом поступить в вуз. Для воплощения даже самых амбициозных стремлений в регионе есть огромное число ресурсов. Здесь многообразие учебных заведений: 66 колледжей и 17 филиалов, 12 вузов и 11 филиалов. Ведётся качественная подготовка востребованных в разных сферах специалистов.
«Предлагаю просмотреть весь спектр профессий, обучение которым предлагают наши техникумы, – обратилась Раиса Алексеевна к ребятам. – Специалистов готовят для промышленности, медицины, образования, сельского и лесного хозяйства, сферы туризма и услуг»…
Она отметила, что бюджет Пермского края взял на себя качественный ремонт общежитий и корпусов средних и высших учебных заведений. А по инициативе главы региона Дмитрия Николаевича Махонина третий год реализуется проект «Открытый университет». Шесть ведущих вузов совершенно бесплатно дистанционно ведут подготовку выпускников школ к поступлению. Проводятся занятия, решаются задачи, выполняются контрольные работы… Хороший способ подготовиться к ЕГЭ.
В вузах края – высокая обеспеченность бюджетными местами. 66% – это намного больше, чем в других регионах. А выпускники профессиональных и высших учебных заведений востребованы в различных отраслях экономики и в социальной сфере.
ПЕРМСКИЙ КРАЙ – УНИКАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ в плане заботы о молодом поколении. Об этом в своём выступлении говорил депутат Заксобрания Сергей Александрович Ветошкин. Губернаторская стипендия студентам, получившим на ЕГЭ не менее 225 баллов, составляет от 6 500 до 12 700 рублей. Принят краевой закон, по которому с 1 сентября 2025 года началась выплата стипендий в 10 тысяч рублей будущим педагогам, поступившим по целевому набору на специальности: математика, физика, биология, химия, информатика.
Ежегодно выплачивается стипендия студентам-медикам на целевом обучении и тем, кто проходит ординатуру. На усиление кадрового потенциала территорий направлена программа «Земский доктор», «Земский фельдшер», которая предусматривает единовременные компенсационные выплаты врачам (от 1 млн руб. до 2 млн руб.) и фельдшерам (от 0,5 млн руб. до 1 млн руб.). Пермский край, кстати, в 2024 году стал четвёртым регионом в России по величине дополнительно привлечённых в это направление средств.
Денежное вознаграждение уже по краевой программе «Медицинские кадры Прикамья» специалисты при трудоустройстве в населённый пункт с населением более 50 тысяч человек получают 1 млн руб., менее 50 тысяч – 2 млн рублей.
Для учителей, устроившихся в образовательные организации на должности педагогических работников до истечения двух лет со дня окончания обучения, предусмотрена выплата в 100 тысяч рублей. Такую же сумму получат работающие студенты-медики и ординаторы.
Молодых специалистов агропромышленного комплекса ждут единовременные выплаты: высшее образование – 350 тыс. рублей, среднее профессиональное образование – 250 тыс. рублей.
Обеспечить населённые пункты с населением до 50 тысяч человек (договор отработки – не менее 5 лет) призваны действующие программы «Земский работник культуры» и «Земский тренер».
«Ребята уже на уровне 9 класса должны быть сориентированы на выбор будущей профессии, – убеждён депутат ЗС С.А. Ветошкин. – Поэтому на встречу мы пригласили представителей высших учебных заведений. Огромная благодарность ректорам за поддержку нашей инициативы. Думаю, что ребятам запомнится общение с руководителями отделов, доцентами и кандидатами наук. Польза для всех участников – несомненная».
ВСЕ УСЛЫШАННЫЕ ФАКТЫ, которыми поделились взрослые, – достаточная мотивация, чтобы остаться в Пермском крае. Для молодёжи открыты все двери. Стоит приложить собственные усилия, и можно достичь желаемых высот.
Мероприятие вышло за рамки официальной встречи, и получилось дружеским и непринуждённым. Основная его цель – помочь школьникам определиться с выбором будущей профессии и учебного заведения – была достигнута.
Ребята получили много рекомендаций и наставлений, особенно – во время бесед с представителями вузов и разговора в форме вопросов и ответов с депутатами и министром. Их мудрые пожелания, несомненно, добавили выпускникам уверенности в своих силах.
«Пробуйте себя, не стесняйтесь, двигайтесь по тому пути, который вам по душе», – посоветовали депутаты. «Ответственно отнеситесь к выбору будущего, – дополнила Раиса Алексеевна. – Не за компанию, не потому, что друг посоветовал. Выбирайте свой путь. Пусть методом проб и ошибок. Идеальный вариант: это когда вы выбрали профессию и полюбили её навсегда»…